Математика - царица наук

персональный сайт учителя математики и информатики

Фатеевой Светланы Анатольевна

 

Главная

Визитка История Методика Кружки Кабинет Воспитание Гостевая книга

      Главная задача учителя - сделать каждый урок обучающим, воспитывающим. Эффективности обучения и воспитания способствует высокий  уровень преподавания, в обеспечении которого большую роль играет правильно организованная методическая работа. Как правильно заметил В.Шаталов в своей работе «Эксперимент продолжается»: «Одна из сложнейших задач, над решением которой бьётся не одно поколение учителей, - развить ум ребенка, приохотить его к активному, напряженному, интеллектуальному труду, воспитать не пассивного потребителя, а  добывателя».  Как никогда эта проблема актуальна сегодня. Кем бы ни стали ученики после школы, им всегда будут нужны знания, умения логически мыслить, анализировать, сравнивать, делать выводы, обобщать факты.

         В зависимости от степени интеллектуального развития, а следовательно, и уровня обученности, для каждого ученика определена индивидуальная программа образования. Такая система обучения дает положительные результаты. Наиболее продуктивное время занятий – 10-25 минут от начала урока, поэтому наиболее сложные виды работ учитель планирует именно на это время. В основной части урока я провожу физкультминутки, которые нужны для соблюдения охранительного режима, в старших классах в виде упражнений по физической культуре. Необходимо давать правильную дозировку заданий.  Рождение урока начинается с плана. В плане нужно продумать все до мелочей: как организовать обратную связь с учениками, в какой последовательности предлагать задачи, как приобщить учеников к творческому процессу и многое другое. Прежде всего при построении любого урока учитель планирует цели и задачи, направленные на конечный результат.

        Выделяют несколько типов целей и задач:

    Образовательные – познакомить и сформировать какие – либо умения, знания и навыки;

    Развивающие – развивать всевозможные качества ребенка (память, логическое мышление, устную и письменную речь, память в зависимости от типа урока – зрительную или слуховую). Мы учим детей мыслить. На уроках геометрии придается большое значение изучению учащимися начальных сведений по планиметрии, чтобы они уяснили как из первоначальных математических понятий и их свойств вытекают последующие утверждения. Все учащиеся проявляют способность самостоятельно мыслить по предмету, тем самым мы развиваем внимание, воспитываем активность, самостоятельность и потребность в познании и самопознании.

   Воспитывающие – воспитывать личность (нравственные качества), используя технологию гуманитаризации на уроках математики (стихи о числах, высказывания выдающихся математиков) прививаем интерес к предмету, воспитываем любознательность.

   Практические – умение ребенка применять полученные знания в практической деятельности, в нестандартных условиях (придя в магазин, ребенок применяет полученные знания по математике (счет предметов, измерение массы с помощью весов).

Начальный критерий правильной постановки целей и задач урока – достижение некоторого базового уровня культуры ученика.

      Мы строим урок так, чтобы ученик мог опереться на изученный ранее материал, применить его, тем самым урок состоит из логически – взаимосвязанных этапов. Весь преподаваемый материал логически связан, например, для того чтобы научиться делить обыкновенные дроби (математика 6 класс), нужно уметь их умножать, сокращать. Поэтому сначала учитель повторит как умножить дробь на натуральное число, на дробь или смешанное число, а затем только объяснит как делить дроби. На уроках геометрии нельзя изучить признаки какой- либо геометрической фигуры без обращения к самой фигуре, её определению.

  2.1. Использование педагогических технологий

       Использование современных образовательных технологий в практике обучения является обязательным условием интеллектуального, творческого и нравственного развития учащихся.  Педагогическая технология – это  построение деятельности учителя, в которой все действия представляются в последовательности и целостности, а выполнение которых предполагает достижение необходимого результата.

  Применяю в процессе работы следующие технологии:

Ø    Педагогические технологии на основе деятельности учащихся:

Как и любому учителю математики, мне бы хотелось, чтобы мои ученики быстро считали, умели аргументировать свои действия при решении любого задания. Эти трудности мне приходится преодолевать с помощью введения в урок игровых моментов.

 «Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности» (В.Сухомлинский)

          Большое внимание уделяю игровым элементам на уроках математики в 5-6 классах (соревнования, эстафеты по математике). Игра является естественным толчком, потребностью в проведении прежде всего устных вычислений, а затем и в выработке общих вычислительных навыков. Игры на уроках математики развивают внимание, способность хорошо ориентироваться, вырабатывают навык и быстроту вычислений, вносят момент разрядки в урок, разнообразят его. Стремление к разгадыванию различных загадок и тайн свойственно человеку в любом возрасте. Использование всевозможных головоломок, игр, ребусов побуждает  учащихся  думать, отгадывать, смекать. Словесные игры расширяют эрудицию, развивают культуру речи и кругозор, учат работать со словарем. 

        Одной из основных и первоначальных задач при обучении математике является выработка у ребят навыка хорошего счета. Однако однообразие заданий в виде примеров на вычисление притупляет интерес как к счету, так и к урокам алгебры в целом. Использую на уроках следующие игры: круговые примеры, задания на исправление ошибок в решении (игра «Светофор»), задачи- шутки, задания на внимание, примеры с ответами, закодированные буквами.

         Проблемное обучение: организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемы и активную деятельность учащихся по её решению.  Существенным условием проявления проблемного обучения является исследовательский характер работы учащихся в процессе обучения. Дидактическая цель ставится перед учащимися в форме решения проблемы; учебная деятельность подчиняется правилам беседы – обсуждения; учебный материал используется в качестве средства для решения проблемного вопроса. Так, например, урок математики в 6 классе на тему «Проценты. Решение задач». Перед учащимися поставлена проблема: «Жить или курить?».   В ходе решения задач  каждый учащийся увидел по результатам произведенных вычислений свое представление к поставленному вопросу урока «Жить или курить?». Создание проблемных ситуаций на уроках математики повышает интерес к предмету, вносит разнообразие и эмоциональную окраску в учебную работу, снимает утомление, развивает внимание, сообразительность, помогает разобраться в правильности выбора жизненного пути.        

    2.3. Дидактические принципы в обучении математике

    Дидактические принципы обучения представляют совокупность единых требований, которым должно удовлетворять обучение математике.

    При обучении математике существуют специальные средства, способствующие реализации принципа наглядности (модели геометрических фигур, различные таблицы).

   Обучение математике будет воспитывающим, если оно эффективно развивает мышление учащихся, обогащает его новыми представлениями и понятиями, развивает внимание и память (устные упражнения; математические диктанты; работа по карточкам).

    Начиная работу над изучением новой темы я устанавливаю связь нового материала с предыдущим, показывая место и значение этой темы в общей системе знаний, относящихся к данному разделу науки, тем самым реализуя принципы сознательности и активности. Так, например, при изучении квадратных уравнений в 8 классе, сначала вспоминаем решение линейных уравнений (7 класс). Решение квадратных уравнений используется потом при решении квадратных неравенств и если учащиеся свободно владеют решением линейных уравнений, то справляются с решение квадратных, а затем и квадратных неравенств. 

    Излагая новый материал, использую принцип доступности – чтобы изучаемый материал был посилен учащимся по содержанию и объёму. Некоторые вопросы теории учащиеся могут самостоятельно изучить, использую при этом специальные знаки:  

«!»– это важно,  «?» - вопрос непонятен,  «v» - понятно. 

 Заключение 

Формы работы и методы, позволяющие повышать эффективность урока и активизировать познавательную деятельность учащихся:

Ø   Групповой метод при решении задач. Работа  в парах.

Ø   Различные формы работы с книгой.

Ø   Использование различных видов поощрений, дифференциация заданий.

Ø   Использование на уроках элементов историзма, занимательности.

Ø   Использование проблемных ситуаций.

Ø   Изложение материала блоками, лекция.

Ø   Наглядность, доступность решений различными способами, самостоятельность в получении знаний.

Ø   Анкетирование по итогам урока

Ø   Ассоциативные таблицы

Ø   Психологические анкеты

 Таким образом, считаю, чем разнообразнее учитель использует виды работ на уроке, методы и приёмы организации учебного процесса, тем эффективнее будет деятельность учащихся в процессе обучения.

Методы обучения математике 

Кроме всего перечисленного, считаю, чтобы урок был эффективным необходимо применять не один, а всё многообразие методов и приёмов обучения. В данном случае от каждого учителя требуется чёткое определение целей и задач урока, создание рациональной системы наглядных пособий, дидактических средств обучения. Под методами преподавания  математики понимают способы передачи определенной системы математических ЗУН.

 

 Часто на уроках используя эвристический метод. В ходе беседы ставлю учащимся ряд вопросов, отвечая на которые они подходят к проблеме, какую сами же и разрешают (изучение равенства треугольников (7 класс геометрия)). На уроке учащиеся охотно включаются в коллективную работу по поиску и доказательству 2-го признака равенства треугольника, используя первый. При этом мысль каждого ребёнка работает напряжённо, активно. Если при эвристическом методе учитель своими вопросами подводит учащегося к частным-проблемам, то при частично-поисковом методе ученики сами находят частные проблемы, разрешением которых и занимаются (например, решение задач по геометрии на доказательство; нахождение сторон треугольника по известному периметру и некоторому условию).

При составлении конкретного плана – урока учителю нужно точно определить, какими методами будет руководствоваться учитель на уроке.

В 9 классе при изложении темы «Стереометрия. Геометрические тела», я использую лекцию, т.к. учебный материал является слишком сложным и многие учащиеся не могут воспринять такой материал по учебнику.

 

 Также использую исследовательский метод обучения: доказательство 2-го признака равенства треугольников, вывод определения биссектрисы треугольника по уже известному определению биссектрисы угла.

На уроках математики использую методы стимулирования и мотивации:  эмоциональные (поощрение, порицание, свободный выбор заданий),. Такие методы помогают стимулировать учебную деятельность, повышают уровень учебной мотивации. Методы контроля и самоконтроля (тесты, взаимоопрос, парный контроль, диктанты, самоконтроль по образцу) дают возможность менять виды работы на уроке, что не утомляет учащихся и дает  возможность самостоятельно контролировать учебный процесс. Использование устных упражнений является одним из эффективных средств, способствующих сознательному усвоению изучаемого предмета. Они являются также формой устной проверки знаний учащихся, так как дают учителю возможность с минимальной затратой времени контролировать весь процесс урока: закрепление пройденного материала  (свойства степени с натуральным показателем (7 класс), действия над обыкновенными дробями и десятичными (5-6 классы), исследование функции по её графику (8- 9 классы).

      Также использую самостоятельную работу учащихся, то есть работу в отсутствие учителя без обращения к его помощи в течение какого- либо времени; контролирующую, проверочную - самостоятельную работу. Например, практическая работа по геометрии;  доклады и рефераты, история математики; математические диктанты; тестирование, контрольные работы.

Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями: самостоятельная работа по образцу:

Образец:                                            Задания:

                                       

2/8+1/8=2+1/8=3/8                     1) 3/7+2/7=

 

7/9-4/9=7-4/9=3/9                       2) 4/5-3/5=

Работа с одним вариантом: учащиеся решают один из вариантов карточки, затем рассказывают друг другу свои решения. Когда  результаты обсуждены, каждый решает самостоятельно другой вариант карточки, имея образец решения аналогичных задач перед собой в своей тетради.

 

Эффективно на уроке использовать сборники задач и упражнений (алгебра: рабочая тетрадь), сборник заданий для подготовки к государственному экзамену.

 


 

 

Hosted by uCoz